Как понять
В чем сердца суть, 
Шум сосны на сумиэ?
Это коротенькое стихотворение-хокку,
составленное всего из трех строк, японского монаха, поэта, художника,
каллиграфа, мастера чайной церемонии и театра «Но» Иккю Содзюна, который жил в
ХV веке, несет глубокой философский смысл и точно отражает тайну
творчества настоящего художника. 
Рисунок птицы, растения, сосны, маленького
пейзажа.., когда творец держит в руках кисть, карандаш, палочка угля или
пастельный мелок, а между листом бумаги и кистью отсутствует мысль. Человек
находится в неком мистическом состоянии сатори. 
В Японии считают, что  настоящее произведение может явится на свет
именно так, именно в тот момент творчества, когда сознание исчезнет. Вот, что
такое сумиэ, выполненные мгновенно, на одном дыхании. А теперь еще раз прочтите
бессмертное хокку Содзюна. 
В мире существует немало художников, для
которых стихотворение Ахматовой совершенно понятно ведь для того, чтобы ты мог
так рисовать, нужны годы и годы, упорства, совершенствования мастерства и
только тогда рождается удивительное ощущение высокого творчества:
Когда б вы знали, из какого сора 
Растут стихи, НЕ ведая стыда. 
Как желтый одуванчик у забора, 
Как лопухи и лебеда. 
Сердитый окрик, дегтя запах свежий, 
Таинственная плесень на стене ... 
И стих уже звучит, задорен, нежен 
На радость всем и мне ... 
Пусть это будет образ желтого, юного
одуванчика в парке, в сквере рядом с твоим домом, или шепот ветвей сосны на небольшом
рисунке ... Но он будет с невероятной живостью и радостным ощущением, что это
шелестение, краски, живые… нет-нет не ожившие, а вечно живые…  
Живут такие люди, художники и на
удивительной крымской земле. Для них искусство является сущностью их естества,
не просто радостью творчества, а большая часть их жизни – физической и духовной.  
 Как
жаль, что далеко не каждому, кто видел их произведения, рисунки где-то на выставках,
уже под лаком, стеклом, в багете, окладе, понимают, как появился, как рождается
тот или тот замечательный образ. Потому что только  когда судьба позволит тебе увидеть и
прикоснуться, узнать и быть рядом, будь другом и братом такого человека за фелижанкой
доброго, крепкого кофе, или чашкой душистого травяного чая или бокалом терпкого
крымского вина, удается опуститься в глубину его души и таланта и увидеть больше
... 
Так случилось и теперь: на улицах
Симферополя еще холодно, то уже весна, а мы в гостях у крымской художницы
Галины Беловой. Уютно, спокойно, гудит газовой котел, мурлычит одна из кошек,
любимая… А с картин, расставленных для нас веет настоящей морозной русской
зимой. 
- Галя,
большое количество сюжетов твоих полотен связанны с зимой, санками, новогодне-рождественскими
ощущениями и красками. Почему так? 
Белова: Нет, совсем не
так, как раз большинство моих работ - это яркие крымские полевые цветы,
хризантемы, ирисы – это мой мир, мои друзья. Это, и давно, моя крымская вселенная.
А то, что вы видите, это воспоминания, это
детство, это 
моя далекая Родина. Я – там, почти всегда
там, и чем старше становлюсь, или старее (смеется) тем чаще. В этих 
рисунках, когда на душе грустно, что-то не
так, не получается, и мне кажется, что нужно вернуться к своим корням. 
Я родилась в селе Ольхи Калужской области,
в России, а уже потом судьба, доля распорядилась так, что я оказалась в Крыму.
Так уж сложилась. 
А история моего села начинается в далеком
1231. 
Далекая и глухая древность с удивительными
традициями, людьми, природой ... Казалась бы рядом с Москвой – 200 километров,
а настоящая цивилизация к нам добралась совсем недавно – электрические провода
к нам провели в конце 60-х, на моей уже памяти. Я хорошо помню, как впервые в
нашем доме загорелась лампочка. Вот там и прошло 
мое детство, там я впервые взяла в руки
карандаш. Начинала с того, что перерисовывала картинки, рисунки, картины. Мне
привозил листы бумаги и карандаши старший 
брат. Он же привозил специально для меня и всякие ринки, что бы я
тренировалась, учила сама себя рисовать.
... Все было там в детстве: играла со
сверстниками в снежки,
 с
нетерпением ждала новогодних чудес, веселья, Деда Мороза. 
Вот все это и есть на моих картинах. 
- Сколько
лет ты живешь в Крыму и как здесь оказались? 
- Так, пожалуй, уже 40 лет, как живу в
Украине, 
и 30 из них - в Крыму. Так случилось, что судьбы
и притащила меня в эти края. Меня нигде не принимали учиться в художественные
училища, институты, мол, неправильно рисуешь. А где я могла научиться правильно
рисовать? В моей родной деревне?  Я одна
в Ольхи и рисовала. Вот набралась храбрости и приехала в Киев и меня,
неожиданно приняли в художественное училище. 
Четыре года училась, жила и работала.
Молодая была, радовалась окружающему миру, меня, русскую девчонку, из глубинки,
приняли, как родную. Ни разу никто не упрекнул, что я не так говорю, и не
понимала сначала украинского языка. А для меня Киев был огромным городом, почти
Европой. 
Мы тогда не очень-то и понимали, что это
действительно европейский город.  
А потом? Потом был Львов, я не без
трудностей, но все-таки поступила во Львовский государственный институт
прикладного и декоративного искусства. 
- И
что это были за львовские трудности?
 Я в
Киеве я познакомилась с львовскими студентами, один из них взялся готовить меня
к поступлению. Это он мне сказал, что меня с моими рисунками и картинками, ну,
совсем не классическим, не такими, как надо, могут принять только в Львовский
институт. Там любят и принимают тех, кто рисует «не так». Вот так и случилось,
только со второго разу – первый раз очень большой конкурс был и меня, мои
рисунки никто толком и не рассматривал. 
 А
потом были годы учебы ... Другой мир, другая культура, совсем другие
человеческие отношения, новые друзья… Там, даже тогда было такое впечатление,
что больше воздуха. 
Львов, Галичина - это чуть ли не другая
Вселенная. 
А еще рисунки ... Художественное обучение,
бесконечная учеба, до одури, - это была прививка к настоящему творчеству. Пока,
пока не набьешь себе рука, в прямом и переносном смысле, ничего из тебя не
получится. 
А еще композиция, колористка ... экзамены...
сессии ... 
Это была хорошая, настоящая школа. 
- Вот
ты, русская, родилась в России, но живешь и давно в Украине, как тебе тут?
- Тепло и искренне, хотя в последнее время
и 
не так однозначно, но это, пожалуй, что с
властью, с 
финансовой ситуации в стране. Да и  в мире тоже. Но я постоянно повторяю, что
Украина - моя мама. Я здесь стала Человеком, Художником. Украина меня воспитала,
научила украинским традициям, я полюбила и культуру выучила песни, хорошо знаю
язык... 
-
Что-то в вашей жизни изменилось со временем? 
- Конечно. Более того, я думаю, что у
многих людей со временем изменяют-
процесс развития и самосовершенствования. 
И, может быть, этот вопрос  веры. Вспоминаю, как пришлось в Красилове
Хмельницкой области расписывать церковь. Тогда это запрещалось, но я уже была
дипломированным специалистом, и так 
сложились обстоятельства, что удалось поработать
над реставрацией иконостаса. А еще я написала большую икону «Въезд Иисуса
Христа в Иерусалим », с тех пор про-
ло 30 лет ... интересно то, что церковь была
действующей, а я работала 
Возникали свои сложности, мы же не учились
писать икон, поэтому, кое в чем приходилось самостоятельно доходить,  додумываться методом проб и ошибок. Но то были,
во-многом, настоящие открытия, и духовные тоже. И просто бесценный опыт. 
Например, масляной краской писала иконы. 
- А
прибегали Вы к определенным обрядов перед началом работ в церкви? может,
молились, постились, прежде чем взять кисти в руки? 
- Да где там! Получали благословение от
владыки, как я 
теперь понимаю, надо было по-другому, по-настоящему,
что ли. Может, и получилось бы иначе, лучше. Стыдно 
сказать, я даже до конца не постилась ... 
Мы только  понимали, что если бы узнали, что мы
реставрируем церковь, то из института бы исключили. 
Мне кажется, что именно еще и потому в
Союзе, и в Украине разруха на нас навалилась... Разруха не только в экономике -
она в голове, в мыслях, внутри человека ... На мой взгляд, в школах надо ввести
такой предмет, как основы православия или основы любой религии. Надо пояснить
детям Божьи писания, научить жить по принципу «поступай с другими так, как хочешь,
чтобы относились к тебе». 
И еще, надо бы гнать из церкви политику.
Гнать и подальше. Я Убеждена, что все изменилось к лучшему уже всего лишь через
несколько десятков лет. 
- Конечно
же ты права. Но вернемся к творчеству. Тебя знают  как непревзойденную мастерицу батика, как так
случилось? 
- А Как-то в салоне увидела розу на шелке и
это запечатлелось в памяти навсегда. Невероятно понравилось, вот и решила
попробовать. И неожиданно что-то вы-
шло. И пошло и поехало.
- А насколько
тебе близка эта техника? 
- Так сейчас я отошла от классического
батика и занимаюсь живописью по шелку. 
-
Почему? 
- Уж, не знаю ... В батик надо душу
вкладывать, а не рисовать…  Там своя технология,
особенность. Для батика настройка, готовить душу, надраиваться на особый лад. 
 И,
пожалуй, основное, для создания батика нужна еще и особая технология,
подготовка, а это иногда сложно. 
- А
картины…?
- Так там же моя деревня, рам ностальгия по
России, там мир моего детства… Ведь что, кто не будет говорить, Крым это не
Россия, Крым это другой мир, другая Вселенная, а я родом даже из другого мира
по краскам и ощущениям, по настрою, восприятию… 
-
Галя, а графика?
- Когда брат ушел из жизни, я едва не
начала 
сходить с ума, я сильно его любила... И
начала заниматься рисунком, графикой, день и ночь. И потихоньку выкарабкалась,
воскресла…
А теперь… Вот, уже три месяца уже не пишу
... Село зрение, надо лечиться, от огорчения, что не пишу, иногда плачу.. Все
меняем тему, а то сейчас опять заплачу. 
Жизнь идет ... 
- «И все без корректур. И время летит, не
понижает галопа. Давно нет маркизы Помпадур, и мы живем уже посля потопа. Не
знаю я, что будет после нас, в какие одежды природа оденется. 
Единственный, кто не утомляется - так это,
- время. А мы живы, нам надо спешить…» - как-то так, когда-то написала  великая украинка, наша современница, Лина
Костенко. Говорю по памяти, тем более на русском, так что если не точно…
-
Сидим и долго молчим, Галя вздыхает, нет, не вытирает, промокает полотенцем
глаза…
- Знаешь, мне нравится делать все и сразу,
не люблю оставлять полотно, какой-то сюжет «на потом». Масляная краска, кстати,
долго сохнет, если допускаешь ошибки при работы, то надо ждать, чтобы подсохла.
Я поэтому масло и не люблю. Помню, как тебе (это мне – автор ЛП) отдала все
свои масляные краски. И с глаз долой, у меня тогда был масляный кризис.(смеется).
Выбор техники зависит от состояния души, от
темпераметра. Если человек темпераментный, то ему нужно тот час же видеть
результат. Такого радует техника «а-ля прима» (в переводе с французского «в
один прием»- Авт.) С одной стороны, техника проста, а с другой – требует
высокого мастерства и таланта, поэтому встречается нынче крайне редко. В Крыму
самый яркий пример это Валенин Данилович Бернадский. Я когда вижу его работы,
то душа радуется. Немножко завидую, но по-доброму, по-белому… (улыбается)
- Галя,
а ты относишься к тем художникам, что ежедневно подходят к мольберта и работают
строго определенное время с перерывом на обед, или как? 
- Однозначного ответа на этот вопрос не
может быть…, ну, рисую. Однако, пока есть и настроение и вдохновение. 
Мне не верится, что Ван-Гог, Гоген или
Тулуз-Лотрек знали, 
что писать ...  Должна идти какая-то  информация и на уровне подсознания. Мне как-то
один художник рассказал мне, что когда начинает писать картины осознанно, то у
него ничего не получалось, а как только перестаешь думать – то все сразу и
получается. 
Так вот я тоже: сначала рисую, а потом
рассматриваю. Надо или рисовать, или думать... 
Всегда вспоминаю такой случай из своей жизни, наверное, почти для
психиатра (смеется). Вот случилось просветление, очень похожее на помутнение,
маленький, будто-то бы взрыв - я вошла в картину ... Переступила границу - и
все начало само по себе писаться-рисоваться ... Я даже чувствовала воздух, его
цвет, время - это невероятно! мне было лет тридцать, когда пережила этот 
опыт, - впервые, не думая, вошла в картину
и писала. Между кистью и полотном тогда не было мысли… Да, ничего. Было
ощущение реальности за холстом, цвета сами смешивались, творились,
выдавливался, как бы, сам по себе, сюжет, я изображала то, что пережила, когда-то…
И это было мое детство, реальный  случай,
который когда-то произошел ... 
Созерцая картины Галины Беловой, несмотря
на их сюжетные линии, понимаешь, что у нее между кистью 
и полотном не существует мнения, только чувства,
эмоции, опыт. Или погано это? Решать искусствоведам, специалистам, а каждый
зритель может найти в ее работах что-то свое: кто-то - морозную зиму России,
кто-то – Украинское ощущение, свободы, тонкий художественный юмор и мелодию
народной песни, а кто-то - путь к просветлению. 
 (Перевод с украинского)
Разговаривали Леонид Пилунський, 
Екатерина Криворученко 
Опубликовано в газете «Кримська світлиця»
в марте 2010 года

Комментариев нет:
Отправить комментарий