Ушла и всё…
Вот и еще один настоящий скреп, давно уже
умершего Советского Союза, погиб, исчез.
…Зато мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей,
И даже в области балета
Мы впереди планеты всей…
Я не ёрничаю, мне немного больно, нет,
по-настоящему больно и горько. Балет той страны, чтобы мы не говорили, о чем и
как не спорили, но великий русский балет последних 60 лет не мыслим без гениальной
балерины Майи Михайловны Плисецкой. А значит, он умер вчера 2 мая.
Она родилась так давно и так долго, и так непостижимо
изящно и красиво танцевала, что, казалось это теперь должно быть вечно. Что это
неостановимо. И вот…
До своего 90 по счету дня рождения, она не дожила
шесть месяцев.
Майя Михайловна была плоть от плоти той
эпохи: безумных надежд и еще больших страданий… Отца расстреляли, а маму увели
следом в лагерь, в тот самый концентрационный лагерь для жен изменников родины.
Она лишилась родителей в годы, когда девушке-подростку так нужны родители, их
совет, поддержка и доброе слово, и ласка…
Маму увели, когда юная Майя танцевала на
сцене…
Но она не сломалась, не спряталась, не ушла
в себя и стала гениальной и… бессмертной. Чего теперь уже не скажешь про
русский балет… и не только.
Последний раз в Большом театре она
танцевала 4 января 1990 года в спектакле «Дама с собачкой». После чего и ушла
от балетмейстера Юрия Григоровича…
Навсегда
Трудно представить, но ей было уже 65 лет.
Только этого НИКТО не знал и не собирался замечать, кроме ослов- функционеров и
не только из балета.
Нет, не смотря на невзгоды и вечные
проблемы с этой и той властью, она была ее обласкана… Хотя, кто его знает, может
быть, просто ее нельзя было не считать «лицом и душой русского, советского
балета»
Герой Социалистического труда, кавалер 3-х
орденов Ленина, 4-х степеней «За заслуги перед отечеством»…, но и высших наград
Франции, включая «Орден Почетного легиона», Испании «Орден Изабеллы Кастильской», а значит и дворянское звание… . У нее был
даже Большой крест Командора ордена «За заслуги перед Литвой»…
И вот все оборвалось. Сердечный приступ в
Германии, в Мюнхене, где она жила последние 23 года, и медики оказались
бессильными….
Я никогда не видел, как Плисецкая танцует
на сцене, хотя видел в кино, и не один раз любовался ее киногероиней Кармен. Но
все-таки видел. И оба раза мельком.
Один раз в Севастополе. Она была со
своим мужем композитором Радионом Щедриным. Они стояла на верхней палубе того самого «Адмирала Нахимова» и
кому-то махали руками и что-то кричали, а буксир оттаскивал корму белоснежного
лайнера от причала Графской пристани. А я, 19 летний механик, небольшого
пассажирского катера «Сочинец», сидел на палубе и рассматривал в бинокль Небожителей.
Она была в каком-то просторном, кажется,
что с цветами, развивающемся на ветру платье, и в белоснежной шляпке, которую придерживала
рукой. А он… Нет не помню, для меня он был только ее мужем, и только каким-то композитором.
Так разве ж я знал?
А потом, лет через десять, я улетал из Шереметьево на Дальний Восток, где и было пришвартовано наше судно. Мы из Владивостока должны были отправиться, на долгих 12
месяцев ловить рыбу у берегов Сомали.
Это было глубокой, мрачной московской зимой. В здании аэропорта
гуляли сквозняки, и было не очень тепло и очень неуютно. Я был не один – старший
командный состав траулера со странным названием «Железный поток». Рейс несколько
раз откладывался, а мы все принимали и принимали на грудь, и нас уже едва
запускали в ресторан. А в буфете продавали, какой-то жуткий «Солнцедар» и
откровенно паленую водку….
Неожиданно меня приехал провожать друг. Я и
не надеялся, ну, позвонил, ну сказал, что рейс опять задержали надолго, а
Юрка Беляев, до мозга костей москвич, хотя и родившийся в Харькове, взял и
явился. И понятно, что с коньяком. Мы и уединились от большой компании, позвав
с собой моего коллегу, с которым мне нужно будет многие месяцы делить холостяцкую
каюту. Выпросили у буфетчицы стакан и даже порезанный на кружочки лимон,
присыпанный сахаром и, почти по королевски, устроились на скамейке в центре грандиозной стекляшки-аквариума…
И все бы ничего, как вдруг мимо нас, с
надменно поднятой головой, как нам показалось, проплывает дама в шикарной шубе
и меховой шляпе. А, может быть, и правда так и было, и она должна была, обязана
так идти, ведь она и правда была королевой балета, танца… Теперь мне кажется,
что и на лице ее была вуалька, подчеркивающая и ее красоту, и ее величие.
Юрка, аж, вздрогнул и тихонько –
«Плисецкая!»
Ее сопровождали двое молодых людей. Один
нес два увесистых, настоящей кожи, чемодана с застежками, а другой дорожную
сумку.
Она проплыла так, как не ходят
простые смертные, а лишь только принцессы и, какие-нибудь герцогини, поигрывая
тонкими, наверное, лайковыми перчатками, зажатыми в правой руке, куда-то туда,
в другую часть зала, к другим стойкам. И уже кто-то бежал в форме гражданской
авиации, ей на встречу, и еще кто-то уже отнимал у ее провожатых чемоданы… И
все галдели и что-то объясняли и размахивали руками.
А огромный зал замер, стих гул и все
смотрели на неё – кто-то с завистью, а кто-то с неописуемым восторгом…
Признаюсь честно, я не признал Майю
Михайловну. Если бы не Юрка, так и не понял, кому же это королевский почет и
столько извинений, и такие невероятные расшаркивания. Вот увидел бы удаляющуюся
фигуру со спины и все. А так хоть лицо, хоть образ и эти перчатки, и тонкие
длинные пальцы и эти… да-да те самые, золотые, бриллиантовые ноги, самой-самой …
Она уже исчезла, а зал, как и мы, все еще
были в легком шоке-оцепенении от пролетевшего мимо величия.
Из
этой навалившейся, счастливой меланхолии нас вывел неожиданный вопрос нашего собутыльника:
«Что, это и правда была Плисецкая?»
Юрка кивнул, но ничего не успел сказать,
как изо рта моего коллеги по будущему сомалийскому путешествию, вырвалось:
«Вот же жидовка поганая…»
Все, он не договорил, нас разводил чуть ли
не милиционер.
Выяснилось, что близкий друг моего коллеги,
был свидетелем грандиозного скандала в этом же аэропорту пару лет назад,
который устроила эта…, эта «прима-балериночка»…
Ну, во-первых, оскорбителю пришлось долго и
нудно извиняться за «жидовку». Он уже, чуть не на колени вставал, и божился,
что случайно вырвалось, и даже договорился, что у него самого бабушка
иудейского происхождения, а значит и мама, а значит и он…
Но пить, точнее, допивать коньяк с этим
придурком мы отказались наотрез, тем более, что это был наш напиток.
А скандал с Майей Михайловной заключался
вот в чем.
Как-то, возвращаясь с гастролей из-за рубежа,
великая балерина, отказалась отдать, как было положено в те времена, свой
гонорар в пользу государства. Отдавая там, ну, где-то там – то ли в посольстве, то ли еще где-то, звонкую, честно заработанную валюту, все …, в том числе и Герои
и Героини Социалистического Труда, здесь, на удивительной родине победившего
Октября, должны были получить, так называемые БОНЫ. Причем, совсем даже и по
грабительскому курсу. Ну, понятно же, что не мог один доллар стоить 90
деревянных копеек, а ведь стоил.
Но только с этими бонами, в специальных
магазинах, всяких там «Березках» и можно было отовариться – всем, чем желает полакомиться
твоя утроба и насытиться душа.
А Великая и Неповторимая советская балерина
категорически отказалась от такой грабительской сделки с государством. Вот и
явилась на таможню в московский аэропорт Шереметьево с проклятыми, но честно
заработанными долларами. Ну, таможенники и прочие ее ненавистники, и завистники
изготовилась, чтобы примерно ее наказать.
Так не тут-то было. Юрка мне рассказал,
что, наверняка, Майя Михайловна, готовилась к этой бурной и почти криминальной
встречи так, как в аэропорту балерину встречала толпа иностранных журналистов…
И она победила. К великой радости не только почитателей ее таланта, но и просто
людей, которым давним давно надоел этот, как и иной, и другой, и всякий грабеж….
Неожиданно объявили посадку на самолет, на
Хабаровск, а потом пересадка и во Владивосток. Мы с Юркой из горла допили
коньяк, понятное дело за Майю Михайловну… Подходить к толпе Юрка не захотел
принципиально: «Чтоб не дай Бог, не увидеть этого придурошного антисемита, ксенофоба…»
И уже прощаясь, сказал: «Ты не вздумай с
ним в одной каюте селиться – он не только сволочь, но и, скорее всего, стукач! Вот именно из таких и выходят, удивительно
способные стукачи-сексоты!»
Судьба меня с этим человеком развела почти
сразу – я больше никогда его не видел,
вот только не знаю, а на самом деле была ли эта история со скандалам. Ну, не
знаю.
Но через всю мою жизнь стоить перед моими
глазами этот, теперь уже точно бессмертный и потрясающий образ несравненной
Майи-Кармен – белая шляпка и развивающееся платье на борту лайнера - тонкое,
красивое, неповторимое лицо и счастливая улыбка, и уходящая от меня в глубину огромного зала
красивая до сумасшествия, женщина поигрывающая белыми перчатки…
Спасибо Вам, Майя Михайловна, спасибо, что
вы были на этой земле… и будете вечно!
Ночь со 2 на 3 мая 2015
Комментариев нет:
Отправить комментарий