понедельник, 27 апреля 2015 г.

Поколоченная судьба-2 (продолжение)



                 
Глава из романа «Другого времени не будет»

Часть вторая.

Закончилась война и прошло еще восемь лет. Летом 1953 года, через несколько месяцев после смерти Сталина, в наш дом на окраине Симферополя пришел один из тех странных людей, что сразу после смерти вождя-тирана наполнили страну - худой, изможденный, с дергающимся глазом. Он, не представляясь и не здороваясь, попросил позвать Марию, мою маму. Когда она вышла из дома, спросил, как там дела у Насти, ее сестры. Мама всплеснула руками и стала звать человека в дом. Незнакомец наотрез отказался, но выпил воды и взял с собой в дорогу кусок сала и буханку хлебы и, приблизившись к маме, прошептал, что муж Насти,  Алексей,  жив и пусть его дома ждут.
А еще через полгода вернулся и пропавший, почти похороненный человек, а вернее, человеческий образ восставший из могилы. Как еще можно было объяснить, что за долгие восемь лет он не смог послать о себе хотя бы весточку?
Ему повезло и он, на всю жизнь,  устроился работать мельником в своем же селе, таким я его и запомнил: худым, сутулым, в белом от муки фартуке, припудренный той же мукой, которая как маска нависала на щеках и бровях, молчаливым и даже угрюмым. Он был, на мой детский взгляд, странным человеком. Я никогда не видел, как он улыбается, не то, что смеется. На его лице всегда была маска-гримаса скорби и суровости, но за ним вереницей ходили его обожавшие собаки, кошки,  козы и даже индюки, а значит за этой маской скрывалась добрая душа. Но только скрывалась. У всех животных были странные немецко-фашистские клички: собаку обязательно звали Геббельсом, кота Борманом или Кейтелем, а корову непременно Евой. Евой Браун. Колхозный бык, с которым, когда он бывало начинал бушевать, во всей деревне только дядя Алексей и мог справиться, звали, конечно же, Герингом. Я помню этого быка и он точно был похож на жирного фашиста.
 Он мог сутками пропадать на мельнице, там же, к неудовольствию близких,  и заночевать, не любил ездить в город, сторонился большой компании. Сохранились семейные фотографии и на всех он обязательно стоит с краю, как бы отстранившись.
Так продолжалось много лет. Дети давно выросли и стали самостоятельными и их дети, его внуки, уже подрастали и однажды, неожиданно, его, боевого капитана, так было написано на красочной открытке и совсем не казенном конверте, пригласили на очередную годовщину начала героической обороны Севастополя. После долгих колебаний, он поехал, впервые, в сопровождении дочери и зятя, которые жили в Балаклаве, попал в этот город после войны. Он где-то там отметился и сидел чинно на собраниях, встречах, принимал подарки от руководства и цветы от пионеров, но за целый день так и не произнес ни одного слова. Он даже на сцене, как все ветераны, не сказал «Служу Советскому Союзу!»
А потом, ближе к вечеру, когда вышел из столовой, где всем налили по «фронтовой чарке» и нашел в сквере родню, и… расплакался. Дочь, которая никогда не видела на лице отца за всю свою жизнь ни единой слезинки, растерялась. Он плакал и плакал, как ребенок, навзрыд, и все никак не мог остановиться. Он плакал, как не плачут мужики, и слезы текли просто ручьем, перекатываясь по глубоким морщинам сурового лица. Остановить его долго не могли, но потом, он, вдруг, вытер слезы рукавом, как в детстве  это делают пацаны, шмыгнул носом и…, неожиданно улыбнулся:
«Едем в сторону Херсонеса!» 
Его, как будто бы подменили и он, впервые за долгие и долгие годы своего внутреннего затворничества, начал рассказывать. Он за один вечер рассказал, то о чем молчал всю свою жизнь. Он скрывал то, о чем другие рассказывали бы на каждом углу. О его судьбе, его удивительных приключениях можно было бы написать роман.
Вот только не здесь, не в этой стране, где герои были назначенными, а героизм запланированным, где исчезнувшие, убитые за просто так, за чьи-то полководческие амбиции, миллионами, солдаты были статистами на третьем плане хреновой пьесы про войну, а штабные крысы и их стратеги-воители, наблюдающие ход военных действий, в самом лучшем случае, в бинокль. Они, похоже, даже не подозревающие и безмерных страданиях посланного с двумя-тремя патронами пехотинца на смерть. Но они, потом, после войны, выставляли себя главными актерами этого нечеловеческого, кровавого спектакля. А такие  свидетели, как дядя Алексей были не нужны.
Эти горе-герои из теплых и просторных кабинетов или уютных блиндажей со всеми удобствами, или  из специально оборудованного окопа не могли видеть лиц и глаз тех, кого они послали на верную и никому ненужную смерть.
Вот только войну, все ее тяготы, вынесли на своих плечах именно те безымянные рядовые, ратники смерти, настоящие герои.


              (Продолжение в следующей публикации)

Комментариев нет:

Отправить комментарий