Когда-то
мне безумно повезло. В Вашингтоне, уже собираясь на фуршет в честь пребывания
украинских журналистов в США, я наткнулся на огромную афишу выставки Пабло
Пикассо. Было это под вечер и до закрытия часа полтора, но я не раздумывал...
Меня
не выгнали, а лишь только переспросили, откуда я упал на их несчастную голову?
Я шастал по пустым залам вместе с
охранниками и уборщиками добрых четыре
часа... Вокруг суетились, сновали какие-то киношники и телевизионщики, и
фотографы…. Свой фотоаппарат я, как и обещал, не доставал из чехла. В гулких,
почти пустых залах, наполненных приглушенными голосами и коротеньким эхом, люди
были заняты повседневной, рутинной и однообразной работой, - лишь только я, мне
казалось, млел и удивлялся своему везению и счастью.
Уже
ночью я не спеша брел в гостиницу по
засыпающей столице, еще вчера безумных и самых лютых наших врагов, американцев,
уставший, счастливый, голодный...
Утром
коллеги с восторгом рассказывали и пересказывали, ах, и каким же замечательным
был фуршет, какие были яства были на столах, канапки, напитки, тисточки… И каким вежливыми, обходительными были бонзы
самого большого в мире журналистского профсоюза, как замечательно играл на фоно
известный музыкант - афроамериканец....
Да,
разве я слышал и слушал.... я парил и улетал к Великому Мастеру, упиваясь
увиденным и удивительным миром творений и грёз.... самого Пикассо. Это же были
не копии, не блеклые репродукции, а тот самый холст, картон, лист бумаги, к
которому прикасался Он, Его кисть, Руки мастера. Я точно знал, что никогда
больше в своей жизни не увижу в живую все эти картины, рисунки, эскизы,
скульптуры, наброски…, собранные на несколько дней со всего мира. А они,
живые-неживые, но оживающие от моего взгляда,
все вместе, застывшие на веке образы-дети, может быть, никогда и не
соберутся вместе. Ну, уж при моей жизни… так никогда.
То
был последний день выставки, уже утром, из окна автобуса, который увозил еще
куда-то, я видел, как снимают афиши с Его автопортретом…
И
пусть говорят, пусть, что все не так в его образах, а я это слушал так
множество раз, так много лет, почти всю жизни – только кто они, мы все, все
вместе, а кто Он?
Через
полтора десятка лет я был в другом
удивительном городе – в чудесной Барселоне, куда, юный, 13 летний Пабло Диего
Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин
Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо, отправился из Малаги
учится в Академию Искусств...
Нас
водили по запутанному и потрясающему старому городу, по его кривым и узким
улицам, едва не средневековой Барселоне, и мы случайно наткнулись на музей
Мастера. Я рванулся куда-то туда по стрелке, к музею, в узкие и мрачные
лабиринты, но юный крымский партийный функционер, но, увы, лишь он «командовал
парадом», что есть мочи завопил так, что шарахнулись прохожие: «Куда? Да что же
там можешь увидеть? У нас нет времени рассматривать эту мазню…»
Увы,
большинство решило, что мы не идем, не пойдем, не увидим, не узнаем, не прикоснемся глазами к творению
бессмертного. И я смалодушничал, мне еще хотел побывать и там, и там, и где-то
там, и на Еврейской горе…
Прошло
несколько лет, а я вот, все никак не могу простить себе, что не смог…, не
послал к чертовой бабушке, к ядрёной матери, не бросил этого, в сущности,
никчемного…. Вот увидел бы то, что никогда не увижу и не узнаю – Маэстро
Пикассо, так много натворил, написал, изваял на этом свете, что, говорят,
посмотреть все и невозможно, нужны годы и годы…, а может и целая жизнь. Он
творил каждый Божий день, что отмерил ему Господь, каждый час, каждую минуту,
всей своей долгой жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий