Уже на излете войны меня заприметил
адмирал NN и забрал к себе. Не хочу называть его имя, потому что
лично для меня он сделал так много хорошего, что язык не повернется, как-то
бросить тень на этого человека. Ведь такое поведение было обыкновенным и даже
нормальным для того времени. Мы были победителями, а значит, так делали
все, как во все другие времена победители над побежденными. А особенно те, кто носил
большие эполеты и широкие лампасы. Мы, рядовые, что уже про них, окончание
войны воспринимал, как личную победу.
Судьба нас свела под Измаилом на Дунае. Послали
отцы-командира наш взвод морской пехоты
«оживить» полузатопленную самоходную румынскую баржу, а в полукабельтове, на наших глазах,
бронекатер натолкнулся на мину и взлетел в воздух. На катере
кроме экипажа, находилось несколько высоких военно-морских чинов.
Катер затонул почти моментально, экипаж и большая часть пассажиров погибла, а мне, я
все таки родился и вырос в Туапсе и, хоть и просидел в окопах два года,
морячком и ныряльщиком был неплохим,
удалось вытащить из воды полуживого адмирала. Потом кинули морского и
мне выпало отвозить его в госпиталь и, так как его вестового на катере тоже
убило, то он меня к себе и забрал.
Я с ним воевал,
а потом и служил долго, до самого дембеля - много повидал и хорошего, и
плохого. Мужик он был хоть и суровый, но уж, коль ты становился членом его
команды, то должен быть лучше всех других команд – накормлен, одет и расквартирован.
Особенно это касалось времени, когда наша часть стояла в румынском
порту Галац, где работала Контрольная комиссия. А адмирал имел к комиссии какое-то отношение.
Нас у него, кроме трех лейтенантов и
молоденького каплея интенданта, было девять душ: вестовой, два ординарца на
побегушках, три телохранителя-охранника, повар, водитель почти музейного
марседеса-кабриолета, на котором и нам доводилось покуролесить по Галацу и его
окрестностям, и меня единственного настоящего морячка-матроса-механика-капитана
его командирского роскошного из красного дерева с бронзовыми прибамбасами и
финтифлюшками, итальянского катера.
И наступила райская жизнь. Служи – не хочу:
одевались отменно – нашли швею она нам за хлеб и крупу форму подогнала так, что
дома блатные позавидуют. А жилье какое
было? Чуть не замок, кого-то графа
спутавшегося с фашистским режимом, на берегу Дуная, с внутренним двориком и
балконами. К скудному казенному пайку
преподало не только икорки осетровой и селедки дунайской, пальчики облежишь, но
и шнапса трофейного, просто немерено. Мы его пить уже не могли - на шмотки
цивильные меняли, чтобы после окончательной победы приодеться, как лучшие
фраера из довоенных времен. А я умудрился даже старинную шпагу с позолоченной
ручкой и адмиральский кортик выменять у какой-то шпаны. Жаль что, когда из
Румынии съезжали увести не смог, особист, сволочь, себе забрал, сказав, что предметы
конфискуются. А протокол на составил.
Контрольная
комиссия занималась тем, что делила румынское добро между странами
победительницами, нашими западными союзниками. Такой дележ у них и назывался
репарацией: нам вон тот завод, а англичанам этот; Вон тот катер или там речной
буксир нам, а французам вот этот плавкран…
Делили долго и основательно и Галац на это
время превратился в большой международный порт: белые-красные,
комунисты-капиталисты, ленинские комнаты, бордели, балет, канкан, шансонетки, итальянские певички, индийские солдаты в диковинных чалмах,
советские матросики в бескозырках и клешах, и даже легендарный певец Петр
Лещенко.
Помните песню:
Помните песню:
... Чубчик, чубчик, чубчик кучерявый,
Развевайся, чубчик, по ветру.
Раньше, чубчик, я тебя любила,
А теперь забыть я не могу…
Раньше, чубчик, я тебя любила,
А теперь забыть я не могу…
Так вот я эту песню слышал своими ушами и не с
пластинки, а в исполнении самого легендарного Лещенко… Там в Галаце.
Все было в том городе, как, наверное, в древнем Вавилоне,Вавилоне, не было только покоя от
особистов, разведчиков, патрулей всех стран и народов победителей,
назойливых румынских проституток,
детишек попрошаек, да пленных вечно что-то копающих-колупающих и затравлено
просящих хоть корку хлеба, хоть бычок-окурок.
В том городе, не очень пострадавшем от
войны, долго ничего не происходило. Народ жил своей жизнью: пил, ел, гулял, воровал,
работал, следил, патрулировал, дурил, дуркувал, пел…. А большое начальство, при
очень больших погонах, своей: ездили,
заседали, ходили в театр, храбрые тайно в увеселительные заведения ныряли,
жрали, как не в себя, пили, как не свою жизнь пропивали… . И больше ничего.
На больших закрытых заседаниях решали, кто
какое добро заберет в счет ущерба нанесенный гитлеровским прихвостнем Антонеску
и его армией, которая воевала против нас.
А когда на бумаге все добро поделили, то во
все стороны света и повезли: пароходами, баржами, шаландами, катерами,
поездами, самолетами и даже большими бричками, которые в Румынии назывались
каруцами.
И вот тут-то все и началось.
Хотя, мы и раньше замечали, как
всевозможные румынские просители приносят в наш просторный замок-дворец коробки, свертки, пакеты, мешки, чемоданы со
всевозможными подарками за какие-то
услуги или привилегии. Что было внутри, мы не знали, хотя и затаскивали,
куда-то на самый верх, на третий этаж, под ключи и замок, закутанное добро. На
нашу ощупь и бережность носителей было ясно, что там нечто дорогое и хрупкое.
Ну, например, хрусталь.
Вестовой адмирала, Гришка, по кличке
Отрепьев, за внешний вид «что на него не одень – мешком, умудрился один сверток
грохнуть о мраморный пол. Внутри оказались осколки изумительной фарфоровой вазы
с диковинной росписью – интендант осколки приказал немедленно собрать до крошки
и утопить в Дунае. Гришке в лобешник получил и был отправлен в подвал, вроде бы
как на губу.
А еще среди даров от «благодарных жителей
Галаца», были неописуемой красоты ковры, да из невиданных зверей шубы,
горжетки, муфты и манто. Особенно адмиралу нравились подарки, до этого ни слов таких не знал, ни зверей:
изделия из лисицы-сиводушки и голубого песца. Вестовой их развешивал на балконе
внутреннего дворика и легонько выбивал плетенной специальной выбивалкой, чтоб
моль не сожрала.
А мы, иногда смотрели на мех и гадали, что
за диковинный зверь был обладателем этой красоты? А не в Африке ли, часом, бегал по склонам Килиманджаро.
Но все это были цветочки по сравнению с
тем, что началось после окончания переговорного процесса, когда развернулась
массовая погрузка станков и целых заводов, и прочего добра вывозимого в страну
Советов за злодеяния фашистско-румынских оккупантов в Одессе и в Крыму.
Тут уж не только «большие погоны», но и
рядовой солдат-матрос потащили все на что глаза победителя упали. В большом
ходу были швейные машинки, которые поменьше, например, настольные «Зингеры» и
швейные иголки. У моего напарника по адмиральскому катеру моториста-механика
скопилось килограмм пять этих иголок, как и где он их экспроприировал или на
что менял, сказать трудно. Но и мне добрых пол кило от него досталось – за
просто так, по дружески. Кстати, ох, как сильно мне эти иголки и две пары
швейцарских часов (по паре на одной руке и на другой, вывезенных в Севастополь)
помогли выжить уже после дембеля.
Но главным событием экспроприационной
лихорадки оказалось задание нашего высокого начальника.
Наш шеф, как неожиданно выяснилось, был
большим любителем фортепьянной музыки, и поэтому он поручил нам выяснить где тут завалялся белый рояль. Лучше белоснежный.
Первый мы нашли в глубине сцены местного театра,
где еще недавно пел незабвенный и неповторимый Петр Лещенко, сгинувший в
одночасье перед самым началом массового вывоза добра. Но у рояля оказался
хозяин – итальянский престарелый тенор, как оказалось, но по американской гербовой
бумаженции, преследуемый фашистским режимом.
После такого облома мы рыскали чуть не
неделю по окрестностям и … в старинном,
уединенном особняке таки надыбали то, что искали.
Нашли случайно. Ехали мимо на генеральском лакированном
«мерседесе» и услышали обворожительную музыку. Остановились, зашли и обомлели.
Посредине огромного и совершенно пустого зала, как выяснилось за день до нас,
старинную мебель вывезли пехотинцы кого-то важного генерала и уже отправили по
железной дороге с оборудованием швейной фабрики, куда-то в обездоленную
глубинку России, стоит цвета подвенечного платья, огромный рояль. А перед ним малюсенькая,
седенькая старушенция, вся в морщинках и в кружевных рюшечках, наяривает нечто
уму непостижимое.
Мы постояли, послушали и поехали
докладывать начальству о находке.
Вечером этого же дня нам выделили большой лендлизовский
«студобеккер», чтобы мы это белоснежную музыкальную штучку экспроприировали. Подъехали,
зашли… и что тут началось.
Бабулька оказалось известной пианисткой, к
тому же еще и из знатного, благородного, старинного рода. Она взобралась на
рояль, легла вниз лицом, раскинула дряблые, худющие руки и страшно закричала,
что умрет вместе с инструментом, который ей подарил папа еще в прошлом веке. И
таки умерла бы, если бы не личное участие бургомистра Галаца, старого хитрого
коммуниста, выжившего при фашистах исключительно благодаря своей невероятной хитрости.
Так
вот этот бургомистр вспомнил про какие-то страшные бабулькины грехи и после
долгих, безобразных и нудных, с истерикой и потоками слез батальных сцен, белый
рояль с одной отломанной ножкой, уже глубокой ночью, был отправлен в долгое
путешествие. Вначале в порт, потом в трюм баржи ,где его, на всякий случай,
привалили ящиками с каким-то заводским
оборудованием, потом по Дунаю, Черному морю и в адмиральскую квартиру.
И только через много лет мне довелось,
встретился с этим белоснежным чудом, но уже обшарпанным, поцарапанным,
кособоким. На крышке рояля громоздилась
великолепная, цветущая китайская роза в деревянной кадушке, стояли резные, нефритовые слоники, - мал-мала
меньше, чудесная японская вазочки, фарфоровые зверюшки и статуэтки танцующих
парочек….
Я с боевыми друзьями был приглашен на
очередную годовщину смерти великого адмирала. Вот только на рояле никто не
играл. Думаю, что и крышку инструмента давно никто не открывал. Мы сидели за
столом, поминали адмирала, а мне все виделась та малюсенькая старушка, лежащая
на крышке чопорного, величественного, тогда белоснежного инструмента и в ушах
звучала обворожительная музыка.
(отрывок из повести "Другого времени не будет" )
Комментариев нет:
Отправить комментарий