На четвертую ночь
своей бесконечной вахты под водой, я понял, что не столько устал, сколько мне
надоело. Картинка было монотонной и однообразной: вокруг светильника, какой бы
цвет ламп я не выбирал, собиралась стайка из нескольких сотен рыбок, которые
кружились и кружились, образуя то большой тор, то еще больший шар, потом
незаметно стайка редела, оставшиеся испугано шарахались и я оказывался почти перед
пустотой. Потом подплывала какая-нибудь крупная рыбешка, например, скат или
камбала… или, что-то таинственное, покрупнее. Это Нечто ни разу не заплывало в
зону видимости, в освещенное пространство и я мог только догадаться, что Оно
там есть, - замечаю, что-то вроде тени и… испуг стаек мелкой рыбешки.
Потому и не могу
сказать, что это было дельфин, катран, белуга…? Нет, не могу даже соврать – не
видел ни разу! Потом минут 20-30 ни единого рыбьего хвоста – лишь только
всевозможные рачки, бокоплавы, да, как в
замедленных киносъемках, проплывали медузы, гребневики, копеподы… Их проносило течение между иллюминатором и светильником.
И еще, через несколько минут новая залетная стайка врывалась в освещенное пространство – кружилась, кружилась… и исчезла.
И еще, через несколько минут новая залетная стайка врывалась в освещенное пространство – кружилась, кружилась… и исчезла.
А, между тем, ракообразная мелочь, что
постоянно крутилась перед лампами, выглядела точно, как мошкара и ночные
бабочки возле костра, или в луче фонарика, где-нибудь у озера или болота…
Это было так похоже на земную крылатую мелочь, что,
впадая в дремоту, я тут же уносился куда-нибудь в крымские горы, в Карадагский
лес, где у подножью вершины Тарпан-Баир, таятся два небольших озерца, что
живут своей лесной жизнью и плещутся, и шумят камышами. А их обитатели,
местный хор крикливых лягушек, страдающих хронической бессонницей, переполняют
все окрест, оглушительным, любовным: ка-ка-ка-ва, ка-ка-ка-ва, урр-ва,
у-уррр-ва…
И этот коротенький, мгновенный полусон был
таким явным, что пару раз, улетев в то лесное озеро на дне Черного моря, я едва
не разбивал лоб, тыкаясь в иллюминатор подводного аппарата. И даже озирался - так, где
же то озеро?
А тем временем пленки для
съемок, оставалось ровно на сегодняшнее дежурство – завтра или шторм «убьётся» и
мы всплываем, или я буду просто спать, есть, играть и трепаться с друзьями.
Чтобы не мучатся до
самого утра в холодной камере, и четвертую ночь подряд наблюдать, что за
стальным прочным корпусом, ничего, ровным счетом ничего не меняется, я решил «похулиганить».
Дождался когда к светильнику подплыл большой косяк тюльки, включил сразу два цвета,
самых на мой взгляд, привлекательных для обитателей подводного царства – белый, он самый яркий, и синий, прицелился хорошенько и нажал на кнопку «пуск».
Пленка в кассета
закончилась на удивление быстро. И тут я вспомнил, что в ней было все лишь, чуть больше
половины…
Э-эх, была, не была. Вставляю последнюю полную, под завязку, кассету, неторопливо дожидаюсь, когда подойдет
приличный косяк и... снимаю с "особой любовью", в предвкушении доброго сна….
Ну, не высыпался я днем – они, ну, экипаж лаборатории, целый день, что-то разбирают, потом обсуждают, то что-то там с ремонтом на выходит, то фановая система барахлит, то Вариадис, что-то варит-шкварит, то обедать собираются…. Ну, в общем, нет мне от них покоя….
Ну, не высыпался я днем – они, ну, экипаж лаборатории, целый день, что-то разбирают, потом обсуждают, то что-то там с ремонтом на выходит, то фановая система барахлит, то Вариадис, что-то варит-шкварит, то обедать собираются…. Ну, в общем, нет мне от них покоя….
Я вытащил из кинокамеры кассету, легко вздохнул, совершенно не чувствуя своей вины перед советской наукой, шариковой ручкой написал дату, посмотрел на часы – 3 часа 20
минут, глубина 63 метра. и тоже записал. Расписался в журнале погружения… и отправился досыпать
свой сказочный сон про горное озеро на узеньком диванчике в кают-компании
«Бентоса»
А утром шторм утих и к
вечеру я перебрался на «Гордый», а на пару ночей, у тех иллюминаторов в
наблюдательной камере, заступил коротать свою нудную ночную вахту с кинокамерой Анатолий.
А потом? Потом рейс
закончился, и мы ушли в Севастополь. И только уже на причале, я признался
Дроздову о своей ночной проделке: «Ну, засыпал, ну, сил больше не было, да и
кто там заметит..?»
Мой начальник, друг
мой, немного оторопев, посмотрел на меня
осуждающим взглядом и выпалил:
«Вот сразу видно, что
в науке ты не профессионал… Любитель! Пленки-то нам выдали точно под определенное время
эксперимента, и точное количество записей, а ты… Вот если бы это случилось там, тогда…, ну, когда мы,
сотрудники ленинградского института, проводили подводные эксперименты, тебя бы с
треском бы и выгнали…»
Потом он помолчал,
похлопал меня по плечу, засмеялся и сказал: «Ладно, что-то придумаем, прорвемся!»
На том и разъехались –
я отсыпаться, после «праведных трудов подводных», а он – готовиться к проявке
отснятого материала.
В те времена всю, любую
цветную, обратимую, то есть для слайдов, фотопленку и кинопленку в Севастополе проявляли только
два человека – братья Нестеренко. Кроме того, что они были классными
специалистами, настоящими профессионалы и очень доброжелательными и покладистыми, так еще и нашими закадычными друзьями. Работали они химиками-проявщиками в Доме Быта возле железнодорожного вокзала…
Вот признаюсь –
все мои домашние, морские, подводные, из дальних странствий и путешествий слайды
и фотографии хорошего качества, сделали они.
Увы, их давно уже нет, но
вот бросился в свои архивы разыскать их фотографии, чтобы вспомнить, улыбнуться, вернувшись в прошлое, и обомлел – все, что делали
они – класс, и только две небольших фотки с их лицами, с их образами... просто жуть какого плохого
качества… А ведь тогда без них – ну просто ничего бы и не
получилось, и не получалось!
Дроздов со всеми
предосторожностями, с непременными
пробами-контрольками, с особой тщательностью, проявляя срезки пленки, с каждой кассеты, отыскивал режим
проявки драгоценных научных, подводных кадров… А потом, наши друзья Виля и
Валера Нестеренко, бросив все свои заботы и работы, с особой заботой проявляли наши подводные киносвидетельства поведения шпрота в искусственном освещение. Нас, между прочим, уверяли,
что до этого рейса никто в Советском Союзе таких работ не проводил. Уникальный
эксперимент… Исторический. Ну, понятно, если бы не мои губительные выкрутасы, граничащие с
научным хулиганством.
Когда все было готово Дроздов решил показать
«научному миру» мой «брак» отдельно, как специальный и заранее задуманный, эксперимент. Мол, специально сняли без всяких инструкций и методических
указаний, чтобы им, мужам ихтиологической
науки, и показать, а нам, тогда, там под водой надо было «пристреляться».
В назначенный день и
час в лаборатории отдела подводных исследований базы «Гидронавт», зашторили окна, заправили пленку и…, под
стрекот кинопроектора, научная братия уставилась в мигающий экран. Съемок было,
как мне кажется через три десятка лет, минут на 10.
Кино закончилось, а научная братия молчит. Мы с Дроздовым переглянулись – с чего бы это? Самый
умный, Николай Пахоруков, вдруг говорит: «А можно еще раз прокрутить, там,
что-то не так?»
Толя ему: Айн, момент,
только пленку перемотаю!»
Перематывает,
вставляет, тушим свет, запускаем проектор, смотрим. Кинушка-короткометражка закончилась, а все опять молчат. А Пахоруков снова: «А еще раз можно?»
Толя пожал плечами: «Да,
сколько угодно!»
Перематывает,
вставляет, включает, смотрим и вдруг, Боря Колодницкий, вскочил, подбежал к
экрану и как закричит:
«Ну, Палыч, ты и
глазастый - так шпрот же, боком плавает!!»
И все, как загалдели,
заволновались, принялись всплескивать руками, кричать… Короче, кинушку, под восторженные возгласы и крики, мы
смотрели еще раз пять, пока Дроздов не взмолился: «Мужики, надо делать дубль, а
то мы оригинал исцарапаем и больше никто, ничего не увидит!»
Потом мы с Толиком
вышли на улицу и он мне говорит: «Вот ведь ни за что не узнаешь – когда и за что морду набьют, а за что и когда героем сделают!»
«Ну, да…» - сказал я
ему в ответ – «только, если бы не наши ученые-головастики, мы бы с тобой так и
не узнали, что это открытие. Ну, почему я должен знать или не знать, как
рыба на самом деле должна плавать? Боком-не боком, – ну, плавает себе и плавает… Я ее только в соленом, мороженом, пареном и жаренном виде и видел всегда...»
«Ну, да!» - ответил
мне, смеясь Дроздов: «Только во имя случайной, но выдающейся победы и неповторимого научного открытия, надо взять
хороший пузырь, а лучше два, забрать братьев Нестеренко и отметить… великую побуду нашей подводной науки!»
Что мы и сделали.
А открытие заключалась
вот в чем. Исследователи всегда были уверены, что рыбы плавают, ориентируясь исключительно
на гравитационное поле Земли, но когда мы, впервые сняли рыбу в искусственном
освещении, а до погружений на «Бентосе» это было невозможно сделать по
техническим причинам, то выяснилось, что рыба ориентируется не на гравитацию, а
на источник света. Когда косяк кружится в вокруг светящегося прибора, то спинки рыб ориентированы на подводный светильник. То есть, тюлька плавает, боком,
как камбала, а может быть, и кверху брюшком.
«Все, пропали мы с
тобой» - сказал Дроздов, - «они нас теперь задолбают подводными съемками…
Сейчас выколотят из Министерства бабки на исследования «своего» гениального
открытия, напишут штук …надцать статей и диссертаций, а нас заставят снимать и
снимать, и снимать….Вот влипли!»
У этой истории есть очень
интересное продолжение, но, как-нибудь в другой раз...
Так вот, эту кинушку,
кому только мы не показывали, кто только не хотел посмотреть на это «чудо-природы», даже министр в
Москве, даже Василий Песков на центральном телевидении, в передаче «В мире
животных», даже мы с Толиком, летом на фестивале любительского кино в
Севастополе всем зрителям. Ну, это как раз там, где, по настоянию главы Художественного
Совета Крымского комитета по телевидению и радиовещания, мы получили первую
премию… Оскароносцы, блин!
Комментариев нет:
Отправить комментарий