Царь-печь
Нынче обыкновенная кирпичная печь уже так
не нужна, как прежде. Те, кто живут в многоэтажном доме-термитнике, и кому
тепло источают бездушные батареи-секции, или те, кто коротает зиму в
собственном доме и лишь только платит за газ, который издалека в дом прибегает, журча, горит, дров,
забот, любви не просит, и вовсе забыли, что кто-то согревается у печурки,
буржуйки, грубы, и дело имеет с вьюшками, поддувалами, колосниками, кочергами.
Нынче
из жилища исчез пряный запах лесных дров и аромат дымка, и гул-песня
разгорающейся печки, и тепло, заполняющее даже самую последнюю хижину, несущие уют и радость.
Старая печь, родная дочь древнего,
священного очага, хранителя семейного тепла, медленно вытесняется из нашей
жизни. Можете ли вспомнить, какие рулады меццо-сопрано выдает простенький
старенький чайник, поставленный на самый краешек плиты? И так часами, годами,
столетиями – и вечно горячая вода, и вечная песня.
Увы, теперь в моде чопорные, спрятавшие за
своими мраморными или гранитными ливреями и фраками обыкновенное кирпичное
нутро, бездушные пижоны – заморские камины. Подле них толком и не согреешься, и
в них ничего настоящего не приготовишь, но сколько куражу, форсу, телефонных
тем? А всего-то: «Мы встретили новый год у камина!»
А на самом деле что было: заранее
поджаренное на сковородке мясо, насажанное на вертел, кое-как подкопченное на
еще не догоревших случайных дровах, и
съеденное с показным удовольствием с
углями, копотью и дымом.
А кто помнит грандиозное сооружение, этакую
домашнюю «пирамиду Хеопса», русскую печь - настоящее произведение высокого
печного зодчества древних русичей Руси Киевской? В ней можно было не только
приготовить все то, что может вообразить человеческая кулинарная фантазия, но
еще и забраться на «крышу» многоэтажного
сооружения с лечебными целями. Например, чтобы избавится от поганого
мучителя-радикулита, при этом, для усиления лечебного эффекта, приложить к
больному месту родных Ваську или Мурку.
А ваши любимцы не только не возражали, но и
с радостью приступали к исполнению своих обязанностей, потому что печная
лежанка для них не только любимое лежбище, но и лечебный профилакторий, где они
после январско-февральских гулек зализывали боевые раны и восстанавливали
кошачьи силы для продолжения мохнатого
рода.
А украинская печь? С виду такая же,
устроенная точно так же, с дымоходом, расположенным перед входом в сердце печи
- в топку-под, где бушует жар и пламя,
но без многоэтажных прибамбасов руськой печи. Но разве можно представить что-то
более аппетитное, чем извлекаемая из этой печи настоящая, украинская, смачная,
дозревшая паляныця, огромная и округлая, с темной, как кожа эфиопа, но не горелой корочкой?
Можно слюной захлебнуться от вкуса и запаха такой хлебины!
А гарбузовая или какая иная каша, долго
томящаяся внутри жаркой пасти? А топленое молоко? А молочная или творожная
запеканка? А аромат печеного картофеля, напитавшегося сладковатым дымком? Вы, к
примеру, можете вспомнить этот вкус и аромат, и даже приблизительно сравнить
его с тем, что сварилось-сварганилось не в чугунном казанке там, тогда, а в
обыкновенной кастрюле на вашей газовой, для ленивых, печке здесь, сегодня?
А пасхальные куличи, пироги, паски и
пасочки, зреющие в компании пунцово-красных углей из специально заготовленных
яблоневых, вишневых или дикой груши дров, и ароматного степного сена с полынью
и чабрецом. Они источали такой
пронзительно-душистый запах, что через три двора на пятый сытно
повечерявшие соседи просыпались, чтобы сглотнуть слюнки среди ночи - когда под
приоткрывали для контрольного осмотра. А что было с теми, кто постился?
Большая часть жителей нашей державы еще
топят печки, но ругается и проклинает очередных обещающих, что к их жилью все
никак не доберется ленивый и самодовольный газ.
Исподволь из нашей жизни исчезли трепет и поклонение перед очагом, который боготворили, и вокруг
которого собирался род, родына, семья, друзья, близкие.
С
гибелью этого поклонения исчез старый патриархальный уклад, который мы едва
помним, но еще можем наблюдать по телевизору, как в северной яранге-чуме или
индейском вигваме семейство хантов, ненцев или индейцев-сиу согревается у огня
плечом к плечу, голова к голове, душа в душу. А следом сгинули, даже из нашего
родного Симферополя, большие печные чудо-мастера – кудесники дымоходов и печных
конструкций, знатоки кирпича, глины, тяги, красоты и таинственного превращения
неодушевленного в живое. Создатели той детали жилища, без которой жизнь даже в
нашем теплом и благодатном Крыму невозможна.
Одного такого мастера я хорошо помню. Звали
его Григорием, или просто Гришкой-печником. Был он худощав, в отличие от коллег
по ремеслу, говорлив, но дело свое печное знал как «Отче наш». Если бы кто-то
присваивал почетные звания людям его профессии, то, без всякого сомнения, он
тянул бы на профессора.
Печь он мастерил-складывал за один день.
Даже самую замысловатую – от зорьки
до зорки. Работу свою уважал, брал за нее дороговато, уж не помню сколько, но
торговаться с ним было бесполезно. Работал так: приходил с вечера, осматривал кирпич, долго мял глину, потом ее
замачивал. А уж после этого рассматривал всякие там причиндалы – чугунную
плиту, вьюшки, дверцы, колосники. Если что не нравилось, уходил, если с ним не
соглашались, то и не возвращался вовсе.
А уж утром, на рассвете, если договорились,
принимался колдовать над тем, что уже к вечеру станет центром притяжения всех,
кто имеет отношение к вашему жилищу.
Не брался он и за облицовочные работы,
считая, что печь должна быть, как человек при рождении – голой. Красивой,
чистой, и голой, то бишь, из одного, тщательно подогнанного один к другому по
струночке, по ниточке, кирпичика.
Любил старый дореволюционный кирпич. Самым
лучшим считал севастопольский, алькадарский, и чтобы на нем было клеймо «БШ» – то есть кирпич не старого Федора
Шталя, который делал самую отменную крымскую черепицу, а его сына Бориса,
главного кирпичного заводчика. Неплохим
считал и феодосийский печной кирпич с
клеймом «БК» - Братья Косич.
Кстати, а вы знаете чем отличается
настоящий, еще тот, старорежимный кирпич, а тем более печной, то есть высшего
сорта, от современного? Печной - тем, что он меньшего размера, чем
строительный, а еще и тем, что при постукивании должен петь. Звонко так, почти
как железяка какая-нибудь.
Кирпичу такому старость и гибель не ведома.
Если не верите, то прогуляйтесь по развалинам древних, еще античных крымских
городов – Херсонесу, Хараксу или Пантикапею. Лежат кирпичики, которым по 1,5-2
тысячи лет, живехоньки, как будто бы их только позавчера вынули из гончарной
печи. Если по ним постучать, то запоют. А то, что нынче делают – это фуфло, его
руками разломать можно. Такой кирпич если один раз на морозе забыть, то после
первой оттепели, а в Крыму зимой через два дня на третий – оттепель, на этом месте вы
обнаружите крошечные руины Карфагена или Берлина в мае 1945-го.
Гришку-печника я хорошо запомнил после
одного очень интересного происшествия. Сразу же после оккупации, точнее, после
того, как красные преступники выкинули из Крыма крымских татар, армян, греков и
болгар, их жилье раздали кому попало: бедным, простому люду из России - бедное,
всяким там мелким сошкам - чуть получше, а «крупным птицам» - отменное.
Старый, еще довоенный знакомый отца, дядька
Киндрат, который успел унести ноги из Симферополя еще в 41-м, и всю войну
героически просидевший в эвакуации там,
куда потом в теплушках отправили депортированных, вернулся, и вместе с высокой
должностью отхватил и осиротевшее жилье некогда богатого симферопольского грека
Пантелиса.
Дом грека был с виду неказист, в один этаж,
из неоштукатуренного желтого майнакского ракушняка, под замечательной,
ярко-красной, настоящей, еще той черепицей «марселькой». Дом этот хоть и был
построен без всяких там выкрутасов и финтифлюшек, но сработан был добротно и на
века. И все было ничего - живи, припеваючи: после высланных в доме остались и
кровати, и мебель, и даже огромное, чуть не в три метра, трюмо, но зимой тепла
в доме не было. Никто не знал, как дом обогревается.
Несколько лет, пока Киндрат обживался, дом
ощупывал и простукивал на предмет тайника или клада какого, ему было не до
отопления.
А печь-то в доме была. Огромная,
облицованная литым чугуном с химерами и львами,
диковинными изразцами, да тепло
от нее было лишь в двух комнатах из шести. Так что в самой дальней
новоявленный хозяин вынужден был поставить буржуйку – семья зимой
мерзла.
Прошло еще несколько лет, и таки решился Киндрат навести в доме печной
порядок: старую печь сломать, а новую, для тепла во всем доме, построить.
Кликнули Григория. Тот пришел и, провозившись целый день и разобравшись в
печной инженерии, принялся насмехаться над хозяином. Обозлившись, Киндрат
выгнал печника взашей, и никакие объяснения слушать не стал.
Прошла еще одна зима - Киндратово семейство мерзнет, а Гришка
смеется: «Никуда ты не денешься заплатишь мне за мое знание, а я тебе расскажу,
что делать надо!»
А Киндрат обиду за насмешки затаил,
сидит, в доме мерзнет, а другой тайну
прячет. Одного гордыня съедала, а другого жаба давила.
Один уверяет: «Все это дворянские, буржуйские штучки, и это не видано и не слыхано, чтобы печь два
ведра за ночь угля жрала. А Гришка, прохвост, деньги вымогает за тайну, которой
нет!»
А другой и не сомневался: «Скупердяй,
гордыню свою поубавит и придет с поклоном, чтоб я ему растолковал, как же этой
печью пользоваться надо!»
По весне, не выдержав издевательств и
насмешек соседей и друзей, хозяин-неудачник без лишнего шума кликнул каких-то
шабашников , и те в одночасье печь развалили, а новую сляпали.
И в доме том греческом стало не только
холодно зимой, но и жарко летом. Пропотев лето и пережив с трудом еще одну зиму
в огромном, неуютном и холодном доме, Киндрат вынужден был построить еще три
печки, которые съедали не два, а все пять ведер угля. И вынужден был после
этого долгие годы слыть дураком, развалившим чудо-печь.
Оказывается, печь эта была построена вместе
с домом, и внутри всех стен были расположены кирпичные воздушные каналы,
соединенные с дымоходами и самой печью. Холодный воздух засовывался снизу,
через специальные вьюшки, нагревался внутри от печки, и горячим потоком выходил
в каждой комнате дома. Но все эти годы никто
вьюшки не открывал. Как настоящие
хозяева весной перед высылкой их закрыли, так никто и не догадался их открыть.
Но и это еще не все - в том доме были еще и
летние вьюшки, чтобы в зной в доме было нежарко. И все это время летние вьюшки
были открыты и летом и зимой, а зимние закрыты. Но не знал этого человек,
которому такое чудо досталось, как тогда говорили, «дарма», и семейного счастья
и покоя он так и не получил.
А Гришка-печник, разболтавший всей Бахчели*,
как была устроена печь, многие годы сокрушался, что не смог переступить через
свою гордыню, зайти в гости к Киндрату, выпить по чарке-другой, и
бесплатно рассказать, что печь эта была
настоящим кирпичным чудом - царь-печью.
*Бахчель - Бахчи-Эли - пригород Симферополя, когда-то крымскотатарское село, ныне часть города, застроенная в основном многоэтажками
Из цикла "Симферопольские истории"
Комментариев нет:
Отправить комментарий