Планета Солярис
Нам приказали
немедленно прибыть в Севастополь и получить новое рейсовое задание. И с утра в
понедельник на палубе замелькали незнакомые люди.
В каюте капитана, и
нам выкладывают, что любой ценой мы должны обнаружить... «слой скачка» и зафиксировать
его на кино- и фотопленку. Я переглядываюсь со вторым пилотом и с усмешкой
говорю, что, мол, его искать не надо, он хорошо виден.
Переглядываются гости – не может быть?
Придется пояснить. Возьмите стакан воды и аккуратно положите на дно
сахар. Только не перемешивайте. Сахар растворится, и более плотная, сладкая
вода останется на дне стакана, а между водой разной плотности будет четкая
граница. Вот это и есть «слой скачка». Граница разной плотности или
температуры. Вспомните – вы купаетесь в море и ногами неожиданно попадаете в
холодную воду. Это и есть слой скачка.
А если стакан покачать, выяснится,
что волнение воды на поверхности стакана и на сладкой границе не
одинаковые. Волнение на «сладкой»
поверхности – это «внутренние волны». Они «живут» по своим законам и
«колышутся» по своим правилам. Амплитуды внутренней и поверхностной волны, то
есть высоты, и длины сильно различаются.
Ученые спохватились,
когда из американской прессы исчезли публикации на эту тему. Хотя перед этим
были опубликованы наблюдения с космического корабля, о том, что на поверхности
океана видны, так называемые «слики». Они видны, если прошел корабль, или
разлилась нефть. Но слики, отражают и
происходящее в глубине океана.
У берегов Колифорнии
из космоса было зафиксировано, что гигантские «пленки» неожиданно
«разрываются». Так стало известно, что слики связаны с внутренними волнами, а
разрывы – с прохождением крупных подводных объектов, например, атомоходов.
Самих лодок не видно, а их кильватерная струя под водой разрушает внутреннюю
волну на глубине, и это разрушение повторяется разрывом слика на поверхности.
Так стало
известно, что из космоса можно
зафиксировать вражескую подлодку.
Вот, оказывается,
какие военные тайны и сверхсекретные научные интересы скрывались за нашим новым
заданием. Только как зафиксировать все это на кинопленку?
В тонкий, не более 4-5 сантиметров , слой
«скачка» нужно влить безвредные красители флуоресцеин и родамин.
Устойчивый слой
скачка в Каламитском заливе
располагается на глубине метров 40. Гидрографические суда все промерили, и мы
вышли в море.
После нескольких комических попыток выбросить
краситель с помощью хирургических перчаток, поняли, что это сделать можно
только с помощью диффрентно-уравнительной системы нашего подводного аппарата. И
начались утомительные, многочасовые погружения.
Несмотря на простоту, дифференто-уравнительный
процесс требует от пилота хорошей подводной практики. Вес аппарата, если его
хорошо вывесить, будет, например, в один килограмм, но масса остается прежней –
10 тонн. Бывает так, что откачал воду за прочный корпус, а аппарат продолжает
всплывать, а потом замер и начал погружаться. Массу не перехитришь, она имеет
инерцию.
А в цистернах
краситель. Если погружаешься – надо откачивать, а значит, еще и еще раз окрашивать воду. Шлейф
красителя смазывал картину, и окрасить только слой долго не удавалось.
У дна располагается
вода большей плотности и часто более низкой температуры, и на этот слой
«падает» всевозможный «подводный мусор» – «обрывки», или, как говорят ученые,
фрагменты органики: погибшие медузы и
другие существа, настоящий мусор, листья, травинки, водоросли…
Ниже этой границы
можно обнаружить слой воды невероятной прозрачности. Мутная вода располагается
на уровне верхних иллюминаторов, и из них ничего не видно, но из нижних можно
великолепно рассмотреть дно.
К назначенному дню мы
были готовы выполнить задание. В яркий, солнечный, осенний день мы ушли под
воду. Дифферентно-уравнительные цистерны были заправлены флуоресцеином – изумрудно-зеленым
красителем, которым обычно окрашивают пещеры, чтобы выяснить, где под землей
протекают потоки вода, и в каком источнике они выходит на поверхность.
Первый эксперимент
показал, что разлитый на слое скачка краситель выглядит, как облака: плоские
снизу и клубящиеся сверху. Это не устраивало ученых – рассмотреть слой было
невозможно.
Новое погружение –
выливаем краситель ниже слоя. Как в зеркальном отражении первого эксперимента,
– плоская поверхность и клубящиеся облака снизу слоя. Так лучше, но и это не
то.
Серия новых погружений
ученые увеличивают концентрацию красителя в цистернах – добавляем родамин. Этот
краситель имеет красно-розовый цвет, но никто не знает, как это будет выглядеть
под водой. Тем более в смеси с зеленым флуоресцеином. Последние наставления и
просьбы от руководителя – страшно волнующегося профессора:
– Дружище,
постарайтесь, я вас умоляю, впрысните краситель прямо вовнутрь слоя. Это очень
важно, нужно позарез!
Легко сказать
«впрысните внутрь слоя», а как это сделать?
Над головой, третий
раз за этот день, захлопывается стальной люк и ... отступать некуда.
Через пятнадцать минут
мы на грунте, на глубине 65
метров бросаю якорь. Аппарат вздрагивает и зависает над
морским дном. Это чувствуется сразу, аппарат разворачивается против течения и
как бы «полощется», удерживаемый тросом якоря-гайдропа.
Включаю лебедку, и мы
всплываем до слоя скачка. Маневрируем с помощью якорной лебедкой, чуть выше,
нет, еще чуть-чуть. Тьфу, опять промахнулись.
С шестого или седьмого
раза попадаем – сопло воткнулось точно в едва заметную границу между слоев.
Волнуюсь страшно: получится – не получится?
Включаю насос, и знакомое постукивание подтверждает, что сейчас краситель
польется за борт.
Нечеловеческий возглас
моего напарника заставляет меня нырнуть к носовым иллюминаторам. То, что мы
видели, повергло в изумление. Краситель едва ли не всех цветов радуги с
потрясающей скоростью разливался остроконечными, стремительными потоками в
разные стороны.
Это были скорее
разноцветные стрелы, убегающие в даль от нашего аппарата. Слой «ожил»,
«задышал», холмы и овраги двигались медленно, плавно вздымаясь и проваливаясь,
как в замедленной съемке. Открылось то, чего мы и не мечтали увидеть, не
окрасив слой.
Я так увлекся
зрелищем, что едва успел выключить насос – аппарат замер, и мы смогли
внимательно рассмотреть картину воистину феерическую, потрясающую. Сколько
видел глаз, величественно колыхалось нечто живое, фантастическое.
Нет, это не было
похоже на воду, это было гигантское живое существо, которое «вздыхало» и
волновалось, колыхалось, вздрагивая,
вздымалось и проваливалось. По телу Этого Нечто неожиданно пробегала
дрожь, сменяемая покоем, и вновь округлые и
неторопливые волны накатывались и, не замечая нас, убегали вдаль. И все
это переливалось, меняясь от ярко-изумрудного до сиренево-розового цвета. Это
были, скорее фантазии о посещении планеты Солярис, чем реальность. Мы потеряли
ощущение суровой, черно-белой, мрачной бездны Черного моря.
Почти на час мы
превратились в первооткрывателей великого чуда нашей планеты – Величайшего Живого Существа – Океана,
сошедшего со страниц фантазий Станислава Лема, автора «Соляриса».
Поднявшись на борт судна, мы, почти потерявшие
дар речи, едва смогли что-то рассказать. Увиденное невозможно описать,
невозможно передать чувства, захватившие нас там, на глубине.
Свою задачу мы
выполнили, а я на многие годы стал пленником удивительных цветных снов и
подводных фантазий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий